Вахштайн Виктор Семенович, кандидат социологических наук, декан факультета социологии и политологии Московской высшей школы социальных и экономических наук
Степанцов Павел Михайлович, старший научный сотрудник Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Данная статья подготовлена по материалам исследования "Анализ и экспертиза ресурсов семей, местного сообщества и социокультурной среды в образовании и социализации детей и подростков", проведенного в 2011 г. Представляемый материал посвящен одному из фрагментов исследования: образовательным стратегиям семей дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ
От предшкольного образования во многом зависит не только то, насколько здоровым и мотивированным ребенок пойдет в школу и как он будет в ней учиться, но и то, в какую - с точки зрения социальных перспектив - школу он пойдет и как сложится вектор его последующего социального движения в институциональных рамках школьной системы.
Какой вклад в изменение жизненной траектории старшего дошкольника вносит посещение или не посещение им того или иного предшкольного образовательного учреждения - таков первый наш вопрос.
Последующие вопросы:
- Чем обусловлено это посещение / не посещение?
- Насколько силен разброс в траекториях "на выходе" из различных форм предшкольного образования?
- Усиливает или ослабляет существование тех или иных форм предшкольного образования существующее неравенство образовательных возможностей "на входе" в начальную школу?
СФЕРА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предшкольное образование включает в себя целенаправленную подготовку родителями ребенка к школе. Родители могут начинать готовить ребенка к поступлению в школу в разных возрастах, также некоторые родители могут вообще не готовить ребенка к поступлению в школу.
В целом же, по данным нашего опроса, около половины родителей уверены, что необходимо начинать подготовку ребенка к
стр. 24школе за год или два до поступления в школу (табл. 1).
ТАБЛИЦА 1. КОГДА НАДО ...
Читать далее