Деятельность эсеров-максималистов представляет собой одну из малоизвестных страниц отечественной истории. Немало интересных документов по данной теме хранится в архивах. В ЦГАОР СССР в фонде видного деятеля эсеровской партии И. И. Фундаминского имеется машинописный текст, подписанный "бывшим социалистом-революционером-максималистом" и озаглавленный "Мои воспоминания о Мортимере (Семене Рысс)"1 . Сопоставление фактов, содержащихся в рукописи, и их проверка показали, что эти мемуары вышли из-под пера Клары Михайловны Бродской, известной среди максималистов под именем Людмилы (или Елены). В разряд "бывших" максималистов Бродская попала вскоре после первой российской революции, когда стала деятельно сотрудничать с анархистами. Помимо того, ее авторство подтверждается сообщением о существовании этих воспоминаний в материалах фонда В. Л. Бурцева. Наконец, на авторство Бродской прямо указал П. Пильский2 .
Публикуемый ниже документ содержит ряд фактических данных, неизвестных по литературе, но ценных для истории первой революции в России вообще, истории максимализма в частности. Находясь на левом фланге российских партий народнического толка, выступив в революции сторонниками "революционных тенденций народничества"3 , максималисты явились адептами крайних, в первую очередь террористических средств политической борьбы. Наиболее характерной чертой теории максималистов была их вера в возможность немедленного перехода России к социализму. Поэтому они отказывались от выдвижения ближайших, "минимальных" задач и признавали необходимость осуществления уже в период первой революции максимальной социалистической программы. Отсюда и название их организации. Основополагающий тезис максималистской теории основывался на игнорировании необходимости материальных предпосылок для победы социалистической революции. Поэтому Ленин находил характеристику максималистов в качестве вульгарных социалистов вполне основательной4 . Он неоднократно указывал, что смешение первоочередных и перспективных ...
Читать далее