Возникновение в странах Тропической Африки своей исторической науки - явление, которое получило образное название "деколонизации истории"1 , - было одним из важных моментов становления национального самосознания и идеологии освободительного движения, завершившегося ликвидацией иностранного политического господства. Если на первом этапе антиколониальной борьбы обращение к прошлому было призвано обосновать наличие у африканских народов самобытной культуры и цивилизации, собственной системы этических ценностей и на этой идейной основе сплотить массы под патриотическими лозунгами, то после завоевания независимости исторические знания служат задачам социальной и национальной консолидации, широко используются в комплексе идеологического воздействия на массы в зависимости от политической ориентации отдельных государств.
В тех странах Африки, где борьба против иностранного гнета сопровождалась глубокими социальными преобразованиями, история стала важным средством повышения сознательности народных масс, их сплочения в процессе строительства новой жизни. "Необходимо, чтобы каждый революционер знал историю своей страны", - говорится в первой книге по истории Анголы, созданной группой авторов - членов МПЛА. Изучая прошлое своей родины, борцы за свободу познают силу и мужество народных масс, их решающую роль в развитии общества2 . Одной из первоочередных задач идеологической работы в Эфиопии считается создание подлинно народной истории страны в соответствии с марксистской теорией и методологией. В статье "История и культура как классовое оружие", помещенной в ведущей газете этой страны, подчеркивалось, что новая история и новая культура - источник моральной силы и революционной энергии3 . В странах, где развитие пошло по капиталистическому пути, местная реакция в союзе с неоколониализмом пытается использовать историческую науку в своих политических целях: для защиты отживших социальных институтов, обоснования территориальных притязаний к соседним государствам, проповеди национа ...
Читать далее