В. В. ИВАНОВА
Кандидат исторических наук
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Ключевые слова: пантюркизм, турецкая поэзия, золотое яблоко
В периоды идентификационного кризиса, когда неприятие существующего провоцирует идеализацию давно минувшего или обращение к воображаемому прошлому, актуализируется миф о золотом веке. Сегодня Республика Турция, остро переживающая кризис национализма, обращается к мифической тюркской прародине Турану и героической истории тюркского рода так же, как и Османская империя сто лет назад.
ТУРЕЦКИЙ ПАНТЮРКИЗМ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Пантюркизм и пантуранизм - идеи, "экспортированные" в Османскую империю извне, но прижившиеся на благодатной турецкой почве. Притягательный образ Турана, объединяющий тюркские и финно-угорские народы, был впервые предложен сотрудником британской разведки, венгерским иудеем-мусульманином Арминием Вамбери (1832 - 1913), чтобы остановить стремительное продвижение Российской империи в глубь Центральной Азии1. У истоков пантюркизма как идеологии стоял крымский татарин Исмаил Гаспринский (1851 - 1914), реформатор "старометодной" мусульманской школы2.
В 1908 г. власть в Османской империи захватили младотурки. Для предотвращения окончательного распада империи в условиях несостоятельности османизма и панисламизма они обратились к идее единства тюркского мира. Основной направленностью пантюркистских притязаний младотурок были тюркские подданные Российской империи. Уже с 1911 г. на российских территориях с тюркским населением начали открываться многочисленные филиалы партии младотурок "Единение и прогресс" (1908 - 1918), распространявшие революционные и сепаратистские настроения.
Пантюркизм вполне соответствовал духу времени - перед глазами были успешные примеры пангерманизма и панславизма. Пик политического пантюркизма пришелся на крушение Российской империи и занятие Азербайджана османскими войсками в 1918 г. Затем активная фаза пантюркизма сменилась ориентацией на культурный тюркизм как единств ...
Читать далее