В отечественных трудах 1960 - начала 1980-х гг. содержится немало информации о социальных представлениях пугачевцев, которые еще в достаточной мере не обобщены. Особым богатством материала по этой теме отличается монография Р. В. Овчинникова1. Автор не только подробно характеризует манифесты и указы Пугачева, но и предпринимает попытки (не всегда, впрочем, удачные) реконструировать текст документов, до нас не дошедших.
Еще в 1970-е гг. некоторые советские историки высказывали несогласие с господствовавшим мнением об антифеодальном характере призывов пугачевцев2. Б. Г. Литвак склонялся к правомерному представлению, что пугачевцы сохраняли какое-то первое сословие. Однако трудно согласиться с выводом этого историка, что автор последних пугачевских манифестов А. С. Дубровский первоначально отстаивал лишь идею "облегчения крестьянских повинностей помещику" и только в манифесте от 31 июля 1774 г. выступил за превращение крепостных крестьян в государственные3. В настоящее время об антифеодальной направленности восстания Пугачева историки уже не пишут. Но получившему распространение тезису об антикрепостническом характере требований пугачевцев на последнем этапе восстания не было дано обоснования4.
Полнее вопросы данной темы были освещены в монографии западногерманской исследовательницы Д. Петере5, предпринявшей попытку выяснить социально-политические представления отдельных социальных и национальных групп участников восстания Пугачева. Однако она не акцентирует внимание на вопросе об отношении пугачевцев к дворянству и купечеству, к подушной подати, важнейшим косвенным налогам и повинностям, существовавшим в России в XVIII веке.
Еще в самом начале восстания Пугачев заявлял о своем намерении ликвидировать крепостническую зависимость крестьян и перевести дворян на жалованье6, видимо, рассчитывая, что многие из них его поддержат. По показанию пугачевского "думного дьяка" И. Я. Почиталина, Пугачев "сначала" приказал вешать всех дворян и офицеров без раз ...
Читать далее