Южная Африка традиционно привлекает внимание советских историков. Можно даже сказать, что прежде всего на ее материале происходило становление советской африканистики. С самого начала в центре ее внимания оказался и национальный вопрос. В Южной Африке в силу исторических причин он стоит едва ли не наиболее остро во всем мире. При господстве системы апартеида более 80% коренного населения лишены здесь элементарных политических прав и свобод и подвергаются нещадной эксплуатации со стороны белого меньшинства. В данном обзоре упор сделан на отражении в советской литературе истории межнациональных отношений, формировании национального самосознания и национальной культуры народов Южной Африки, на роли национального вопроса в классовой борьбе трудящихся.
Исследователь, занимающийся национальным вопросом в Южной Африке, сталкивается с рядом трудностей. Местная статистика не дает ясного представления об этническом составе населения, подменяя этническую принадлежность расовой и исключая из числа жителей ЮАР население ряда "независимых" бантустанов. Наши исследователи испытывают также недостаток материала, касающегося социальной структуры африканского населения, особенностей его национального самосознания, характера его политических организаций. Поэтому основными источниками для изучения национального вопроса в ЮАР служат наряду с ее правительственными публикациями материалы южноафриканской прессы и публицистика. Кроме того, немало материала по национальным проблемам ЮАР можно почерпнуть из работ южноафриканских и западных авторов при условии их критического осмысления.
Анализ довоенной советской историографии Южной Африки уже дан в книге А. Б. Давидсона1 . Первые советские работы о Южной Африке появились в начале 20-х годов. В 1925 г. была опубликована статья Ф. Ф. Раскольникова и Н. Петрова, которые сделали вывод, что "начавшееся экономическое движение туземных рабочих рано или поздно перерастет в движение политическое, поставит себе задачи национально-революционного поряд ...
Читать далее