"Без общей идентичности, индивидуумы не способны создать коллективного деятеля... Идентичность группы делает возможным политическое действие... У каждого в коллективе есть миф о том, чем является коллектив и как он представляется другими. Это и есть идентичность коллектива".
(Peter DuPreez 1980: 3, 13)
Введение
Умножение взаимно исключающих этнических идентичностей относится к наиболее заметным явлениям современного мира. Некоторые из пишущих о том, что стало популяризироваться под наименованием этничностъ, стараются заставить нас поверить, что это просто новая волна эмансипации непривилегированных групп, и, таким образом, неизбежное, объективное и прогрессивное развитие событий (Smith 1981). Другие приписывают этничность фундаментальным социальным преобразованиям, распространяющимся из центров западного индустриального капитализма по всему миру. Этническая идентичность может быть реакцией на травмирующий опыт вестернизации; однако она может также являться результатом манипуляции со стороны мощных тоталитарных режимов, эксплуатирующих этнические противостояния и альянсы для достижения собственных узких целей.
Этничность широко обсуждалась не только в антропологической литературе, где она заняла место предыдущей одержимости вопросом "племени" (Cohen 1978: 384). Ссылки на этничность и этнические факторы в изобилии встречаются, помимо прочих, в таких дисциплинах, как психология, политическая наука, историография, педагогика, социальная работа. Такие термины, как этнический и этничность, употребляются (и ими злоупотребляют) политическими деятелями; они стали "домашними" словами во многих странах. В то же самое время наблюдаются серьезные разногласия по поводу того, что эти слова означают, и существуют ли объективно группы людей, которые могут быть обозначены исключительно как этнические.
Обширная литература по проблемам этничности и этнической идентичности предлагает массу определений, и здесь невозможно проанализировать даже их небольшую часть. Достаточно сказать, ...
Читать далее