Е. И. ЗЕЛЕНЕВ
Доктор исторических наук
Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета
Ключевые слова: арабские страны, массовые политические волнения, смута, историческое знание
История рефлексивна. В переводе с греческого "история" значит просто "изучение", а изучение возможно, если есть субъект (кто изучает) и объект (предмет изучения). Историческое знание никогда не бывает только знанием о чем-то в прошлом, но это всегда знание о себе, во всяком случае, о собственном отношении к чему-то в прошлом.
Как писал Робин Джордж Коллингвуд*, историк - не Бог, глядящий на мир сверху и со стороны. "Он человек, и человек своего места и времени. Он смотрит на прошлое с точки зрения настоящего, и он смотрит на все страны и цивилизации с собственной точки зрения. Эта точка зрения правильна только для него и для людей, находящихся в таких же условиях, как он. Но для него она правильна. Он должен твердо придерживаться ее, поскольку не будь этой точки зрения, он бы вообще ничего не увидел"1.
ТОЧКА БИФУРКАЦИИ**: НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Возможных исторических точек зрения на события в Арабском мире с рационально-критических позиций может быть несколько:
1. Волнения и беспорядки, в ряде случаев переходящие в вооруженную борьбу с властями, имеют сугубо внутреннюю предопределенность, а их совпадения по времени в ряде арабских стран - случайность.
2. Налицо системный кризис важного сегмента международных отношений - модели государственного управления в Арабском мире.
3. Важнейшее значение имеет внешний фактор, поэтому все прошедшие революции столь похожи друг на друга.
4. Мы имеем дело не с кризисом системы государственного управления и не с региональной проблемой, и даже не с международным заговором против арабов, а с одним из этапов "перезагрузки" системы международных отношений на глобальном уровне, инициатива которой исходит из сфер, не связанных непосредственно с национальными интересами отдельных стран.
Предположим, что все четыре позиции имеют право на существован ...
Читать далее