С падением крепостного права движение России по пути капиталистического развития значительно ускорилось. Однако реформы, учитывавшие прежде всего интересы помещиков, сохраняли многие пережитки феодализма, наличие которых продлевало существование старых и вело к новым социально-политическим противоречиям. В начале 60-х годов XIX в. "во главе российского освободительного движения находились уже выходцы из разночинской среды - революционные демократы и народники. Изменения, происшедшие в общественной жизни, постепенно отодвинули на второй план дискуссии между сторонниками предреформенных доктрин западничества и славянофильства. С падением крепостного права исчезла часть факторов, вызывавших оппозиционность русского либерализма. Довольно быстрая эволюция вправо наблюдалась у всех видных славянофилов, продолжавших государственную, общественную или литературную деятельность в пореформенный период. Свою социальную базу, которая ранее была преимущественно либерально-помещичьей, славянофилы пытались в новых условиях расширить за счет буржуазии1 . Вместе с тем они постепенно приближались, особенно в вопросах внутренней политики, к правительственной точке зрения. Расширялось и практическое сотрудничество славянофилов с царской администрацией в проведении крестьянской реформы.
Хотя по сравнению с предреформенным периодом общая ситуация коренным образом изменилась, интерес к славянскому вопросу со стороны различных слоев общества оставался весьма значительным. Это объяснялось рядом обстоятельств, в частности: русификаторской политикой царизма после восстания 1863 - 1864 гг. в Царстве Польском, Литве, Белоруссии и на Украине; московским Славянским съездом 1867 г.; "восточным кризисом" 1876 г.; русско-турецкой войной 1877 - 1878 гг. и освобождением Болгарии от османского ига. Оказали влияние контрреформы Д. А. Толстого в области просвещения, трансформировавшие программы славяноведческих дисциплин, а также реакционно- клерикальная пропаганда К. П. Победоносцева, поддерживаемая при ...
Читать далее