Два последних десятилетия стали новым этапом в изучении славянофильства. Начало ему положила дискуссия о литературной критике ранних славянофилов в журнале "Вопросы литературы" (1969 г.). Мало что давшая в позитивном плане, она тем не менее стимулировала рост интереса к славянофильской проблематике. Славянофилы и славянофильство удостоились монографических исследований. Наряду с попытками обобщающих характеристик появилось значительное число работ об отдельных этапах истории этого идейного направления, различных аспектах деятельности его виднейших представителей. Существенно расширилась источниковая основа исследований. Ясно определились две основные линии в изучении славянофильства: историческая и историко- литературная.
Можно говорить и о принципиальных трудностях, с которыми столкнулись исследователи, таких, как определение идейно-политической сущности славянофильского учения, хронологические границы и внутренняя периодизация славянофильства, его место в общественном движении XIX в. и др. В разноголосице мнений по этим проблемам находят отражение противоречивость и изменчивость самой системы славянофильских построений, далеко не исчерпанные на сегодняшний день возможности конкретно- исторического изучения различных сторон этого идейного образования, биографий его главных теоретиков, наконец, несовершенство методологического аппарата, которым пользуется современная историография русской общественной мысли.
К числу наиболее важных проблем методологического характера относится вопрос об отношениях славянофильства и либерализма. Отход от взглядов Г. В. Плеханова, отождествившего в статье "М. П. Погодин и борьба классов" теорию официальной народности и славянофильство, начался уже в 1920 - 1930-е годы. Заключавшая в себе не только охранительные, но и прогрессивные элементы, славянофильская теория соответствовала "практическим интересам передовых барщинных помещиков 40 - 50-х годов XIX в., затронутых буржуазными веяниями", - такой вывод делал Н. Л. Рубинштейн, исходя ...
Читать далее