Вместе с появлением в русской общественной жизни славянофильского течения возникло представление о категорическом неприятии славянофилами всего, что связано с Западом. Подобный упрощенный взгляд, находящий отголоски и в некоторых современных исследованиях, далек от истинной позиции ведущих представителей этого течения. Его опровергали прежде всего сами славянофилы. В программе их журнала "Русская беседа" провозглашалось: "Заимствовать как можно более у богатого сведениями Запада, с самобытностью усваивать себе все полезное и содействовать настоящей оценке у нас западной цивилизации"1 . Идеолог славянофильства А. И. Кошелев, крупный помещик, который вел свое хозяйство капиталистическими методами, активный участник подготовки крестьянской реформы, уже на склоне лет отметил: "Мы вовсе не отвергали великих открытий и усовершенствований, сделанных на Западе, - считали необходимым узнавать все там выработанное, пользоваться от него весьма многим, но пропускать все через критику нашего разума"2 .
Один из самых нелицеприятных критиков их учения, Н. Г. Чернышевский, подтверждал, что обвинение славянофилов во враждебном отношении к Западу - "совершенная клевета на них, - всему действительно великому и хорошему в Западной Европе они сочувствуют не менее самых заклятых западников... Беспристрастный человек должен назвать предубеждением мнение, будто они враждебны европейскому просвещению"3 . Общепризнано большое влияние философских систем Гегеля и Шеллинга, западного романтизма на мировосприятие славянофилов.
Однако фактом остается и то, что идеологи славянофильства в высшей степени критически относились к западноевропейской действительности во многих ее проявлениях - от буржуазно-мещанского быта до типа философского и религиозного сознания. Реальной Западной Европе в сочинениях славянофилов противопоставлялась идеальная Россия, причем важнейшей социально- политической подоплекой антитезы "Россия - Запад" была их вражда к западноевропейским революциям и стремление воспрепятст ...
Читать далее