М. Наука. 1988. 415 с.
Изучение славистических научных дисциплин в Советском Союзе возникло не на пустом месте. В распоряжении тех, кто находился у истоков марксистского славяноведения, имелся богатый материал, собранный несколькими поколениями ученых дореволюционной России. Они же положили основание многим ныне разрабатываемым направлениям исследований. Потому так важно иметь представление о путях складывания и развития интересующей нас отрасли знания в XVI-XIX веках. Существует довольно много книг, обзоров, в которых рассматриваются различные аспекты славяноведения в России.
Рецензируемая книга охватывает проблему в целом, обобщает имеющиеся наблюдения. В ней показано, как с усложнением государственных отношений и общественной жизни нарастал поток информации о славянстве; к началу 30-х годов XIX в. славяноведение как особая отрасль науки вполне сложилось. С середины 30-х годов до реформы 1861 г. возросшее внимание к прошлому и настоящему славянских народов привело к созданию славистических кафедр в четырех университетах России, что благоприятно сказалось на количестве и качестве исследований.
Среди представителей славистики доминировали славянофилы. Большинство их находилось хотя и в умеренной, но оппозиции к царскому правительству. Они симпатизировали славянским народам, страдавшим от национального гнета. В то же время им было Присуще отождествление славянства с православием, вызывавшее грубые научные ошибки. Так, на основании того, что поляки приняли католицизм, их не считали славянским народом. Учение славянофилов о противоположности славянского и германского мира давало пищу националистическим измышлениям.
Как известно, иной подход к истории славянства отстаивали революционные демократы. В своих суждениях они не противопоставляли славян другим народам Европы и осуждали шовинизм, религиозность, ретроградство славянофилов. Но здесь авторам довелось столкнуться со многими "белыми пятнами". В результате констатируется: "Проблема воздействия революционно- демок ...
Читать далее