Символика шаманских текстов, обусловленная мифологическими сюжетами, пересекаясь с символикой социального ритуала, не выходит за пределы устойчивого культурного контекста, определенного глубинными связями с этнокультурной традицией и историей этноса. В этой связи можно привести мнение Е. М. Мелетинского: "Символизм мифа неотделим от социальных коммуникаций" (Мелетинский 2000: 158).
Язык шаманских текстов специфический - сакральный, закодированный. Формульности функционирования шаманских текстов соответствует его установка на иносказание, символичность и условность, отсюда значение текста раскрывается только в широком семантическом контексте, где ведущую роль играют обрядово-ритуальные действа и мифологический фон. На методологическом уровне это положение предполагает необходимость семантического анализа шаманских песнопений как феномена, мотивируемого на уровне традиции.
В данной статье, базирующейся на достаточно изученном с этнографической точки зрения материале, рассматривается символика одного из "черных всадников" - главы наиболее почитаемых грозных духов шаманского пантеона - Ажарай Бухэ. В системе символических представлений бурят-шаманистов табуированное имя "черные всадники" (хара моритон)отражает совершенно определенные их функции. Что касается генезиса названия "черные всадники", то оно исходит из традиции избегать произнесения вне обрядово-ритуального действа имен духов и божеств, в особенности грозных. Подобное явление обусловлено верой в то, что последние мгновенно отзываются на свое имя и в случае напрасного нарушения их покоя подвергают виновника наказаниям. В связи с этими представлениями у бурят многие духи и божества наряду с собственным именем (сохом нэрэ) нарекаются подставными именами (ара нэрэ).
В архивных записях и изданных текстах существует множество вариантов биографий героев в виде легенд и шаманских стихотворных песнопений. По объему и содержанию одни из них являются короткими призываниями, содержащими просьбы о покровительстве в цело ...
Читать далее