В годы Великой Отечественной войны помощь фронту тружеников тыла выражалась в разных формах, среди которых был и сбор средств на строительство танков, самолетов, других видов вооружения. Это движение носило массовый характер и находило выражение в добровольных взносах трудящихся, их отчислениях из заработной платы и средств колхозников, причитавшихся на трудодни. Этим движением были охвачены широкие массы рабочих, крестьян, интеллигенции. Оно было не только проявлением патриотизма советских людей, но и прямой материальной помощью фронту, моральной поддержкой Красной Армии.
Активное участие в этом движении приняли трудящиеся Москвы и Подмосковья, собирая средства на строительство авиационного соединения "Москва". По инициативе стахановцев это патриотическое начинание поддержали коллективы Московского автозавода, 1-го Государственного подшипникового завода, московского станкостроительного завода "Красный пролетарий" и др.
Автозаводцы в начале января 1943 г. обратились с призывом к трудящимся столицы и области: "Поддерживая инициативу советских патриотов, рабочие, инженеры, техники и служащие нашего завода собрали из своих личных сбережений 3100 000 рублей на строительство авиаэскадрильи Московского автозавода. Сбор средств продолжается. Мы обращаемся к рабочим, работницам, инженерам, техникам и служащим московских предприятий и учреждений развернуть сбор средств на строительство авиасоединения "Москва"1 .
Во всех цехах развернулся сбор средств в фонд строительства боевых самолетов. Только за 11 января коллектив автозавода собрал дополнительно на постройку авиасоединения "Москва" еще 200 тыс. рублей2 . Таким образом, в начале января 1943 г. автозаводцы внесли на строительство боевых самолетов 3.3 млн. рублей. Это дало Красной Армии десятки боевых машин (в годы войны производство одного истребителя обходилось государству примерно в 100 тыс. руб.)3 .
Обращение автозаводцев встретило горячий отклик среди трудящихся столицы и Подмосковья. К 9 января 1943 г. рабочие, ра ...
Читать далее