С. Н. ПОГОДИН. "Русская школа" историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский.
СПб. Санкт-Петербургский государственный технический университет. 1997. 380с.
Книга доктора исторических наук, профессора С. Петербургского государственного технического университета С. Н. Погодина может быть интересна как историкам, так и специалистам в области других общественных наук. Работа носит комплексный характер, написана на стыке историографии, науковедения и социологии.
Так называемой русской школе историков посвящена значительная литература. Отечественные и зарубежные исследователи сделали немало в изучении различных аспектов творчества Кареева, Лучицкого и Ковалевского. Однако ни у нас, ни тем более за рубежом не предпринималось попытки комплексного изучения становления и развития русской исторической школы, воплощением которой и стали трое названных выше выдающихся ученых конца XIX начала XX веков.
Структурно работа состоит из двух частей. В первой речь идет о проблеме "научной школы в исторической науке" и месте "русской школы" историков в отечественной историографии. Погодин предлагает исследовать проблему "научных школ" с точки зрения социально-организационных структур науки, творчества не отдельного ученого, а определенных групп исследователей (с. 17). Такой аспект позволяет рассмотреть социально-творческие связи между учеными, существенно влияющие на характер и результаты творческой, исследовательской деятельности. Главное внимание обращено на теоретико- методологические вопросы и в первую очередь на содержание понятия "научная школа". Автор показывает разные подходы к его определению, выясняет "школообразующие" факторы, отмечает выделяемые в отечественной историографии конкретные научные исторические школы. Вслед за другими исследователями он полагает, что основными критериями выделения научных школ в разных отраслях научного знания могут быть общность у групп ученых определенной научной культуры, проблематики научной работы и наличие "педагогической функции" - в смысле передачи .знания и приемов деятельности следующим поколениям ученых. Однак ...
Читать далее