М. Изд-во Прогресс-Традиция. М. 1998, 328с.
Человека встречают по одежке, а книгу- по обложке. Однако об обложках в рецензиях не принято говорить. Тем не менее в этом случае стоит это сделать. Сказать, что книга оформленная великолепно, будет не совсем точно. Она оформлена изящно и благородно (недаром и посвящена благородному российскому сословию): в ней все выдержано в одном стиле, в одной тональности, продуманы мельчайшие детали, начиная с прекрасного качества бумаги и кончая столь удобной для читателя закладкой, давно уже вышедшей из употребления в наших издательствах. Ну и конечно сразу привлекают внимание иллюстрации. Они не просто украшают книгу, а дают зрительный образ эпохи, что достигается тщательной продуманностью их выбора и размещения в определенной последовательности. Из списка иллюстраций узнаем, что подобраны они из разных коллекций и музеев и многие воспроизводятся впервые.
Историческое пространство, охваченное в книге доктора философских наук, специалиста в области истории культуры и философии С. А, Экштута, простирается от эпохи Екатерины II и оканчивается эпохой Александра II. Жанр ее автор определил как "историософские опыты". Об особенностях данного жанра говорится в Послесловии к книге- любопытном прогнозе "нового дискурса" исторических исследований. Отличия историософского подхода, по мнению автора, заключаются в следующем. Во-первых, в раскрытии "альтернативности" исторических событий и явлений, "веера возможностей" истории, а не сведение их к одной из концепций исторического развития;
"Если раньше канон сменялся каноном, а миф- мифом, то отказ от подчинения правилам станет парадигмой будущего" (с. 272). Во-вторых, считает Экштут, такой "раскрепощенный" от канонов историк будет в первую очередь стремиться выявить в тексте не законы истории, а собственную индивидуальность, личные воззрения. Он не станет скрывать перед читателем своих сомнений, не побоится признаться в непонимании или незнании чего-либо из событий прошлого, не утаит своих си ...
Читать далее