Т. 1. 1526 - 1917. 256 с; т. 2. 1917 - 1985. 293 с. М. Мысль. 1986.
Рецензируемый труд1 подводит итог многолетним исследованиям историков СССР и США. Он охватывает всю историю черных американцев, основан на солидной и обширной фактической базе (многие из источников впервые вводятся в оборот), содержит - за некоторыми исключениями - глубокие и обоснованные выводы. Можно только пожалеть, что в столь серьезном издании отсутствуют аналитический историографический обзор и описание методики работы с источниками.
Авторский коллектив столкнулся с явлением, к анализу которого неприменимы привычные категории, используемые при рассмотрении национально- освободительных движений, - в американском обществе негры не образуют особой нации. Да и рабство, сохранявшееся до 60-х годов XIX в. в США, выглядит необычно. С одной стороны, эффективный "американский" путь развития, приведший к образованию наиболее развитой и мощной капиталистической страны, а с другой - исторически исчерпавшее себя рабство, идеология которого, однако, органически вписалась в духовную жизнь буржуазного предпринимательства.
Очевидна и другая трудность. Авторы вынуждены опираться на исследования западных специалистов, которые в большинстве своем (за исключением нескольких работ американских марксистов) не ставят (и уж, во всяком случае, научно не решают) проблему связи между капитализмом и расизмом, а истоки последнего усматривают не в объективных социальных отношениях, а в сфере духовной культуры - в традиционных стереотипах мышления, в заблуждениях отдельных индивидов и социальных групп. Такую поверхностность невозможно объяснить лишь классовым своекорыстием, сознательной апологетикой (на что в книге делается не всегда справедливый акцент). Речь скорее должна идти об ограниченности самого буржуазного сознания, исходящего из "естественности" капитализма. Так что для теоретического воссоздания реальной истории работы буржуазных авторов дают лишь исходный материал, нуждающийся в методологически осознанной крит ...
Читать далее