М. Изд-во "Наука". 1980. 368 с.
При изучении опыта строительства социализма на Кубе важное место принадлежит исследованию культурных преобразований. В чрезвычайно короткий исторический срок - за 20 послереволюционных лет - на острове Свободы была создана новая, подлинно народная система образования. Анализу процесса ее становления и развития посвящена монография кандидата исторических наук Н. С. Колесникова1 . В ней показана связь этого процесса с развитием кубинской революции, общим ходом строительства социализма, формированием новых производственных отношений, созданием материально-технической базы социалистического общества.
Используя широкий круг разнообразных источников, автор глубоко и всесторонне исследовал закономерности и специфические черты становления социалистической системы народного образования на Кубе, пути ее совершенствования в ходе строительства социализма.
Цельности и органичности анализа этой проблемы помогает четкая постановка автором вопроса о наличии объективных предпосылок и условий ликвидации буржуазной и перехода страны к новой, социалистической системе народного образования. "В новейшее время рабочий класс, передовая интеллигенция, прогрессивное студенчество, объединившись в общем антиимпериалистическом фронте, наполнили борьбу за демократизацию образования новым социальным содержанием, и она превратилась в неразрывную составную часть национально- освободительного движения народа Кубы. Победа революции в январе 1959 г., - подчеркивает Н. С. Колесников, - впервые в истории страны создала возможность решить проблему образования в интересах народа и сделать его доступным для трудящихся масс" (с. 39).
Процесс революционной ломки старой системы образования автор рассматривает в непосредственной связи с анализом путей формирования "новой, подлинно народной системы подготовки национальных кадров в стране, отвечающей задачам строительства основ социализма на Кубе" (с. 76). "Революция, - подчеркивает он, - не только провозгласила, но и на деле ...
Читать далее