Общая концепция истории холопства, созданная в 1930 - 1940-е годы и наиболее полно изложенная в трудах Б. Д. Грекова, в дальнейшем углублялась и уточнялась. В частности, пересмотру подверглись его выводы о том, что в XV в. княжеское и боярское холоповладение "сильно сокращается", что "холоп в хозяйстве... продолжал терять свою ценность" и в XVI в. полное холопство исчезало, шел "процесс окончательного изживания рабства", а термин "холоп" "несомненно пережил свое старое содержание"1 .
По проблеме социально-экономического смысла и хозяйственной роли холопства в последние десятилетия один за другим появились значительные труды, в том числе монографии Е. И. Колычевой и А. А. Зимина, а также две предшествующие и рецензируемая книги старшего научного сотрудника Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР доктора исторических наук В. М. Панеяха2 . В понимании частных моментов развития холопства исследователи расходятся, но в целом складывается общая картина пути развития этого сословия до середины XVII века.
Особенно сложным (и наиболее спорным) является поздний период истории холопства (с конца XVI в.). Рассматривая именно этот период, В. М. Панеях детализирует изложение своей точки зрения, развиваемой в предыдущих его работах, вносит в нее ряд изменений: в книге хронологически продолжено освещение того же круга вопросов, что и в предыдущих, но "с преимущественным интересом к динамике процессов" (с. 3). Исследование построено большей частью на изучении кабальных книг, судебных и актовых материалов, законодательства, причем основная часть документов, особенно кабальные книги и законодательство 10 - 40-х годов XVII в., прежде не были предметом источниковедческого анализа.
Автор стремился к полноте охвата источ-
1 Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. Кн. 2. М. 1954, с. 26, 27, 31, 33, 35. Б. Д. Греков полагал, что у кабального человека XV и первых трех четвертей XVI в. "нет ничего общего" с холопом (с. 125). См. подробнее: Дороше ...
Читать далее