В советской исторической литературе утвердилось ленинское представление о трех этапах освободительного движения: дворянском (1825-1861 гг.), разночинском (1861-1895 гг.) и пролетарском (с 1895 г.). Взгляды В.И. Ленина на по этому вопросу были изложены им прежде всего в статьях "Памяти Герцена" (1912 г.) и "Из прошлого рабочей печати в России" (1914 г.)1 , цитаты из которых постоянно приводились советскими историками. В основу были положены три главных принципах. Во- первых, революционеров разделяли на группы в соответствии с их социальным происхождением, но без учета их идеологии и целей. Во-вторых, считалось, что каждый этап являлся временем действия в основном представителей какого-то одного класса или социального слоя, после чего - в следующий период - в революционное движение вступает новый класс, вытесняя своего предшественника. В- третьих, все революционное движение (опять-таки без учета различия целей революционеров) представлялось как единый последовательный процесс и отождествлялось с освободительным движением.
Ленин был не историком, а политиком. Свои замечания по истории России он делал в основном по памяти в полемических статьях на злободневные политические темы. Они не всегда соответствовали фактам и даже высказываниям самого Ленина на подобные темы в других его статьях. Например, в 1913 г. (то есть в тот же промежуток, когда появились две названные выше статьи, содержащие основную схему) Ленин в статье "Роль сословий и классов в освободительном движении" предложил несколько иной подход: наряду с "эпохой крепостного права" и "эпохой движения разночинцев" он назвал "предреволюционную эпоху" или "эпоху крестьянской демократии" (1901- 1903 гг.) и "революционную эпоху" или "эпоху пролетарской демократии" (1905-1908 гг.)2 . Эти различия показывают, что соотношения "эпох" не были продуманы Лениным глубоко.
Следует также учесть, что Ленин не знал и не мог знать многое из того, что известно теперь, да и из трудов историков его времени он читал далеко не все. ...
Читать далее