Фундаментальное исследование американского историка Ричарда Уортмана "Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии" 1 посвящено анализу тех приемов и способов, какими русские государи, начиная с эпохи раннего Нового времени и до 1917 г., воздействовали на подданных. Торжественные выходы и военные триумфы, коронации и похороны, парады и придворные приемы - все это и было тем специфическим символико- мифологическим языком, на котором верховная власть разговаривала с населением. Этот язык - или, как его называет Р. Уортман, "сценарий власти" - менялся от царствования к царствованию сообразно с теми историческими задачами, которые вставали перед каждым из представителей дома Романовых.
Суть сценария, прежде всего, заключалась в придании некоего нового смысла основным монархическим церемониям. Так, если в XVII в. коронация выглядела "покорным принятием богоданной власти", то в XVIII в. она обретала форму "подтверждения верховного морального и политического господства", а при восшествии на престол Николая I, уже производила впечатление "отождествления императора с нацией и государством". Последующие коронации Александра II, Александра III и Николая II - каждая по-своему - "демонстрировали меняющиеся взаимоотношения между монархом и русским народом". Еще одна весьма распространенная традиция - путешествие государя или наследника по стране - могла восприниматься как своеобразное "церемониальное завоевание земли" посредством взращивания народной любви к августейшей персоне и всеобщего одобрения ее деяний (у Екатерины II и Александра II) или как "устрашающая инспекционная поездка" (у Павла I и Николая I). Парады же и подавно становились буквально визитной карточкой русских монархов: при Павле I "дисциплина и симметрия военных смотров выглядели как доказательство личной власти императора", а при Александре I - как свидетельство "верности и блистательности элиты". В сценарии же Николая I парадная стройность и подтянутость войск ассоциировались с "властью и организацией с ...
Читать далее