Принадлежит ли Россия к Европе? Этот вопрос давно находится в центре споров публицистов, философов и историков. Древнерусское геополитическое пространство второй половины XI - первой половины XV в., раздробленное в удельный период на альтернативные социально-политические модели Западной, Южной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси, позволяет выдвигать самые разные точки зрения. Однако редкий историк не согласится, что уже при Владимире Мономахе и его ближайших потомках - владимиро-суздальских князьях - появилась тенденция к значительному отличию социокультурного развития Северо-Восточной Руси не только от западноевропейских стран, но и от прочих древнерусских областей. В годы ордынского владычества это обособление Северо-Востока привело к становлению в его уделах вотчинного уклада, который унаследовало единое Московское государство конца XV-XVII в.
Суть вотчинного уклада как социокультурной системы состоит в том, что монарх выступает в двух ипостасях: политического главы государства и верховного собственника земли и всех прочих ресурсов страны. Социальные отношения при подобном укладе выстраиваются по линии государь - холопы, что находит отражение в идеологии и стереотипах поведения различных социальных слоев и русского общества в целом1.
Согласие русских людей видеть в носителе центральной государственной власти "хозяина земли русской" В. О. Ключевский охарактеризовал как "недоразумение". "Я уже имел случай (лекция XI) отметить, - писал знаменитый историк, рассуждая о причинах Смуты, - одно недоразумение в московском политическом сознании: государство, как союз народный, не может принадлежать никому, кроме самого народа; а на Московское государство и московский государь, и народ Московской Руси смотрели как на вотчину княжеской династии, из владений которой оно выросло"2. Либерал-западник Ключевский полагал, что любое государство как политический институт мало чем отличается от той модели, которую выработала социально-политическая и ...
Читать далее