Святая Русь и Советская Россия - мечта и ее воплощение. Для этого потребовались 250 лет явного и тайного, кровавого и бескровного, идеологического, экономического и политического противоборства двух идеологических течений в русском православии. Ее созидатели были движимы верой в новый мир, богоизбранность и бессословность русского народа. Созданное их усилиями теократическое общество - явление, несомненно, национальное, но его слагаемые в разных компонентах наблюдались и в истории других европейских народов. Глубинные причины специфического сочетания элементов учения и практики христианства являются предметом философии истории и заслуживают отдельной публикации. Данная статья - попытка системного взгляда на событийный аспект проблемы.
Земной рай. Трудно определить, чьими конкретно стараниями в сознании современников укоренилось искаженное представление о завершающей главе Библии - предсказании Святого Иоанна Богослова о конце света. Он поведал о грядущем конце падшего мира, а не о прекращении жизни на Земле. Вера в новый земной мир истинных христиан или, как его еще называют, хилиализм, отличительная черта Откровения (Апокалипсиса), вызывала не меньше разномыслии, чем предсказания о втором пришествии Спасителя. В дилемме Парусин (загробного мира) и хилиализма Православная и Католическая церкви предпочли блаженство Парусин. Не всем их прихожанам и не всем другим христианским церквям этот выбор казался верным.
Когда христианство на землях, ставших современной Россией, еще только насаждалось, медленно и мучительно преодолевая сопротивление не желавших расставаться с языческой вольницей людей, Западная церковь, лишив прихожан возможности самостоятельно читать Библию, обсуждение этого вопроса локализовала монастырями нищенствующих инквизиторов, которые, подчиняясь воле папы, не могли перевести ее в плоскость практических действий. Видимо, поэтому наиболее дальновидные из них устремили свой взор на русский Север, где тяга к христианскому знанию к концу XV в. была уже до ...
Читать далее