Кандидат исторических наук
В последнем десятилетии XX в. в странах Африканского Рога произошли серьезные социально-политические изменения. Внутренние и межстрановые социально-политические и военные конфликты носили характер межэтнического (Эфиопия, Эритрея, Джибути) или межплеменного (Сомали) антагонизмов, в меньшей степени - межконфессионального (Эфиопия, Эритрея) антагонизма. В действительности причины конфликтов обусловлены спецификой исторического развития каждой из этих стран - эволюцией эфиопского феодализма вплоть до формирования обширной многонациональной империи и абсолютизации монархической власти (Эфиопия, Эритрея) или отсутствием национальных государственных образований на территориях Джибути и Сомали до колонизации.
В социально-культурной жизни общества стран Африканского Рога исламский фактор играет определяющую (в Сомали и Джибути) или важнейшую (в Эфиопии и Эритрее) роль.
В VI-V вв. до н.э. на плато Тигре переселились семитские племена Южной Аравии. Переселенцы, смешавшись с аборигенным кушитским населением, образовали древнеэфиопский этнос, или "народ агази", название которого происходит от одного из этнополитических объединений I тысячелетия до н.э. с древнеэфиопским языком - геэз. К III в. до н.э. это государственное образование распалось на небольшие княжества. Во II в. до н.э. эти племенные группы создали ряд городов-государств1 . Каждая племенная группа переселенцев сохраняла самостоятельность до того, как произошло их объединение в Аксумское царство (предтеча Эфиопской империи), существовавшее еще в I в. до н.э. на территории нынешней Эфиопии.
В IV в. н.э. сюда проникает христианство. Но уже в VII-VIII вв. арабы укрепляли свои позиции на африканском побережье Красного моря, ими были захвачены острова Дахлак и побережье залива Массауа. С VII в. с проникновением ислама на территории Джибути возникают арабские султанаты. В VIII-IX вв. Аксум приходит в упадок, среди основных причин которого - общий упадок красноморской торговли и стремительная вол ...
Читать далее