Рец. на: Виктор Шнирельман. Лица ненависти: Антисемиты и расисты на марше. М.: Academia, 2005. 358 с.
Виктор Александрович Шнирельман уже давно известен читателям как вдумчивый критик социального расизма и ксенофобии. В частности, многие могут вспомнить его работу почти десятилетней давности "Евразийцы и евреи", опубликованную в "Вестнике Еврейского Университета в Москве" (1996. N 1. С. 4 - 45), а также многочисленные выступления по этой теме на научных форумах и в средствах массовой информации, а студенты - его курс по истории антисемитизма ("Введение в историю антисемитизма: программа для высших педагогических учебных заведений. М., 1996). Новая книга, посвященная 60-летию победы над германским нацизмом, изданная под двойным грифом - Института этнологии и антропологии РАН и Московского бюро по правам человека - не вполне обычна по жанру. Ее большую часть (восемь глав из десяти) составляют биографии именитых авторов и популяризаторов идеологии антисемитизма. "Персонажами" остальных глав стали два центральных мифа антисемитской идеологии - миф о еврейском заговоре, ставший наиболее известным в версии, приведенной в "Протоколах сионских мудрецов", и не менее известная идеологема отрицания Холокоста.
Возможно, кто-то из читателей нашего журнала посчитает, что рецензия на такую книгу выглядела бы органичней на страницах правозащитных изданий или любого неспециализированного массового издания, поскольку считается, что этнографы и антропологи уже в силу профессиональной выучки обладают иммунитетом против разных видов ксенофобии и расизма. К сожалению, это не так. Профессиональная сосредоточенность на иных культурах и обществах не служит лекарством от страха перед Иным, иначе как объяснить, например, массовую гомофобию, одинаково свойственную и подросткам из неблагополучных семей, и вполне взрослым, благополучным и образованным господам и дамам, или разнообразные социофобии, от академического снобизма до плохо скрываемой предвзятости по отношению к "приезжим" и "мигрант ...
Читать далее