Некоторые западные политологи, изучающие "зоны/дуги нестабильности", заявляют, что Балканы взорвали европейский мир "воинствующей этничностью" и противоборством конфессий - ислама и православия. Разыгрывая "карту" исторических обид и несправедливостей, некоторые "аналитики" разжигают и подогревают конфликтогенную ситуацию и в рассматриваемом регионе, и на Северном Кавказе, и в других "горячих точках" планеты.
По мнению А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова и Н. В. Гришиной, сегодня можно выделить как минимум одиннадцать областей научного знания, которые так или иначе изучают конфликты [1; 2], в их числе политологи, социологи, историки, религиоведы, экономисты, юристы, психологи, педагоги, специалисты по национально-конфессиональным отношениям и т.д.
Думается, не лишним будет напомнить исследователям "взрыва этничности" о том, что данный "этнический феномен" вовсе не принадлежность только XX и начала XXI в. Вся история цивилизации человечества свидетельствует о том, что этническая активность была одним из основных двигателей исторического процесса. Под ее влиянием тысячекратно перекраивалась политическая карта мира, создавались и гибли огромные империи. Но это вовсе не означает существования в реальной жизни чисто межэтнических или межконфессиональных конфликтов - они, как правило, являются лишь способами достижения и/или защиты своих целей, интересов и т.д. Специфика этих конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в языке, культуре, религии и других социокультурных особенностях этносов.
Наша задача состоит в том, чтобы на примере одной из сильнейших держав Средневековья - Османской империи рассмотреть некоторые вопросы, связанные с проблемой исламизации балканских народов в раннее Новое время.
Для нормального функционирования и развития любой системы необходима прочная нормативно-правовая база. Преобразования, начатые в XV в. завоевателем Константинополя султаном Мехмедом II Фатихом (1444 - 1446, 1451 - 1481), состояли в обретении эффективных рычаго ...
Читать далее