Религиозная ситуация на Памире характеризуется приверженностью значительного числа населения к исмаилизму. Одновременно в быту продолжают существовать и эволюционировать обычаи, обряды и верования, уходящие в глубокую древность. Многие из них покрыты исмаилитской амальгамой, как бы освящены исмаилизмом, но их истоки, а часто и сущность восходят к очень древним, нередко доисламским временам, к другим религиозным системам, особенно к зороастризму и даже к древнейшим индоиранским верованиям. Ни доисламский пласт, ни исмаилитский не являются всеобъемлющими, они преобладают в разных сферах духовной жизни. Механизм их взаимодействия очень сложен, и детальное его изучение еще предстоит осуществить. Сейчас можно лишь говорить о явлениях синкретизма в религиозной жизни, обрядах и обычаях памирцев.
В книгах и статьях, посвященных характеристике современной ситуации в Республике Таджикистан, обычно уделяется определенное место религии, но это делается, как правило, обобщенно, без детализации. На самом деле религиозные ситуации в разных регионах республики значительно различаются, причем особенно это относится к Памиру - Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).
Из семи районов ГБАО в четырех, а именно в Шугнанском, Рушанском, Роштка- линском и Ишкашимском, а также в административном центре Хорог население исповедует исмаилизм - одно из направлений шиитского ислама. Период распространения исмаилизма на Памире охватывает X-XI вв. н.э. Несомненно огромный вклад в распространение и внедрение исмаилизма на Памире внес выдающийся поэт и ученый Носир Хосров (1004-1088).
Из русских ориенталистов наиболее выдающийся вклад в изучение памирского исмаилизма внес А.А. Семенов (1873-1958). В статье "Из области религиозных верований шугнанских исмаилитов" А.А. Семенов пишет о роли пиров в повседневной жизни горцев. "Последним (пирам. - Т.К.) принадлежит, что называется, и душа, и тело исмаилита" 1 . А.А. Семенов, знавший язык и традиции памирских таджиков, быстро смог вступить в тесны ...
Читать далее