Одним из путей исследования динамики революционного процесса в ходе Французской буржуазной революции конца XVIII в. является изучение идей и деятельности ключевых политических фигур того времени, их подходов к решению насущных общественно-политических вопросов.
Многие историки, от А. Олара1 до современной французской исследовательницы Ж. Шомье2 , предлагая различные направления поиска, называли в числе важнейших выяснение отношения лидеров "партий" к религии и церкви. Английский историк М. Саиденхэм на примере жирондистских вождей - Ж. П. Бриссо, М. Э. Гюаде, Ж. Ф. Дюко, А. Жансонне и Ж. А. Кондорсе - стремился показать отсутствие серьезных различий между "духовным миром" Жиронды и идеалами остальных членов Конвента (за исключением Робеспьера)3 . Ж. Шомье, напротив, подчеркивает, что "культура" жирондистов была более широкой, чем "культура" монтаньяров, что ей была свойственна неприязнь к фанатизму любого рода, обрядности, отделявшая их от психологии народных масс. "Возможно, именно в области религии расхождения между жирондистами и монтаньярами особенно глубоки", - предполагает Ж. Шомье4 . Однако для обоих авторов церковно- религиозная проблема - лишь поле, на котором можно собрать аргументы в пользу собственной интерпретации конфликта между Горой и Жирондой.
Для решения указанной проблемы большой интерес представляет изучение деятельности Ж. П. Бриссо, наиболее известного из лидеров Жиронды, одного из предшественников французского мелкобуржуазного социализма5 . В советской историографии он рассматривался как ограниченный буржуазный реформатор 6 . В. С. Алексеев-Попов обратил внимание на связи руководителей "Социального кружка" с Бриссо и попытался определить роль лидера Жиронды на различных этапах демокра-
1 Олар А. Политическая история Французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики. 1794 - 1804. М. 1938.
2 Chaumie J. Les Girondins. - Actes du Colloque Girondins et Montagnards (Sorbonne, 14 decembre 1975). P. 1980.
3 Sydenham M. J. ...
Читать далее