Свой путь в науке и политике Маркс начинал как революционный демократ. Это положение, общепринятое в марксистской историографии 1 , содержит два момента: во-первых, подчеркивается единство взглядов и деятельности, отличающее Маркса с первых шагов его активной сознательной жизни, во-вторых, выделяется этап его перехода от первоначальных представлений и убеждений к научному коммунизму, основы которого были заложены им (вместе с Ф. Энгельсом) в середине - конце 1840-х годов. Таким образом, ранний этап духовной и политической эволюции Маркса имеет самостоятельное значение. Переходность не отменяет его целостности, а эта целостность, в свою очередь, выясняется сопоставлением взглядов и - шире - склада мышления Маркса с его отдаленными и непосредственными предшественниками.
Прав ли был Ф. Меринг, располагая биографический материал, относящийся к занятиям и деятельности молодого Маркса - студента, философа-публициста, редактора "Rheinische Zeitung" (1836 - 1843 гг.), в разделе, озаглавленном "Ученик Гегеля"?2 Разумеется, для Меринга (в отличие от большинства буржуазных авторов) марксово "ученичество" не равнозначно простому усвоению гегелевских идей3 . Теперь же, когда значительно расширились наши представления о стремительном духовном развитии Маркса, источниках этого развития и роли, которую играло в нем непосредственное его участие в политической борьбе, в еще меньшей степени можно ограничивать данный процесс рамками освоения, к тому же лишь одного только философского наследства4 . Тем
1 См. В. И. Лени н. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). ПСС. Т. 26; "Карл Маркс. Биография". Изд. 2-е. М. 1973; "Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории". Т. I. "Возникновение пролетариата и его становление как революционного класса". М. 1976.
2 См. Ф. Меринг. Карл Маркс. История его жизни. М. 1957.
3 Критику буржуазных концепций по этому вопросу см.: Н. И. Лапин. Борьба вокруг идейного наследия молодого Маркса. М. 1962; Э. М. Ситников. Пробл ...
Читать далее