Если в Европе XVIII в. Америка воспринималась как образец демократии, то рабовладение, казалось, должно было разрушить этот образ. Конечно, в этот период плантационное рабство существовало в колониях всех европейских держав и многими по-прежнему воспринималось как должное. И все же Век Разума нес с собой радикальные перемены в отношении к данному институту.
Философия Просвещения провозглашала свободу одной из высших своих ценностей. "Энциклопедия" Дидро и Д'Аламбера объявляла рабовладение "стыдом человечества"1. Рабство для философов-просветителей было связано с сугубо негативными последствиями в области политики, экономики, морали. Так, плачевное экономическое состояние некоторых из южных штатов США европейские наблюдатели связывали не с упадком табачной экономики, а с наличием в этих штатах рабовладения. Французский путешественник, будущий лидер Жиронды и активный аболиционист Ж. П. Бриссо рисовал выразительную картину: "Все в Мэриленде и Виргинии несет на себе печать рабства: иссохшая почва, дурно обработанные поля, ветхие лачуги и тощий скот, похожий на ходячие скелеты. Короче говоря, вы находите подлинную нищету рядом с фальшивой видимостью богатства"2. И даже доброжелательно настроенные современники не могли не отмечать парадокс Американской революции - строя новое, свободное общество, "отцы-основатели" США сохраняли в своей стране плантационное рабство. Противники американской независимости, такие, как английский литератор и лексикограф Сэмюэл Джонсон, саркастически вопрошали: "Как получается, что громче всех о свободе вопят рабовладельцы?"3
Взгляды самих лидеров Американской революции на "особый институт" не слишком отличались от воззрений европейских мыслителей. Они также считали рабовладение пагубным для страны, где оно существует. Интересно при этом, что антирабовладельческие высказывания можно встретить у представителей всех регионов США, как у южан, так и у северян. Известны рассуждения Т. Джефферсона о том, что оно несовместимо ни с пол ...
Читать далее