Академия наук ССОР. Узбекистанский филиал. Институт языка, литературы и истории. Издательство УзФАН, Ташкент. 1943. 66 стр. Тираж 2000 экз. Цена 2 р. 80 к.
Автор книги поставил перед собой благородную задачу, сформулированную им самим в заключительной главе: "...воскресить из забвения историю знаний... на территории Средней Азии". До недавнего времени средневековую Среднюю Азию склонны были считать периферией, отдалённой окраиной "арабского" культурного мира, всецело зависящей от Ирака и Месопотамии. Достижения народов Средней Азии в области литературы, изобразительного искусства, архитектуры часто безоговорочно приписывались европейской наукой Ирану или же обезличенным "мусульманским" или "арабским" культуре и искусству. То же самое относится и к науке.
Только советская наука начала углублённое изучение вкладов отдельных народов Востока в общечеловеческую сокровищницу. Работы советских археологов и историков? показали нам всё своеобразие и древность культуры народов Средней Азии и их огромное влияние на культуру соседних народов; Говоря словами автора разбираемой книги, на наших глазах Средняя Азия приобретает значение одной из основных провинций мировой истории" (стр. 65 ).
В этих условиях нужно всячески приветствовать работы типа разбираемой нами, ставящие своей целью популяризацию культурных достижений народов Советского Союза и их передовой роли во всемирной истории. Имена таких людей; как аль-Фараби, ибн-Сина, аль-Хорезми и аль-Бируни, вполне заслуживают того, чтобы стоять рядом с именами Аристотеля, Галена, Эвклида и Птоломея. Давно пора заговорить об этом полным голосом и сделать их научные достижения достоянием всякого культурного человека.
Рецензируемая книга "Великие учёные Узбекистана" открывается введением, где даётся общий историко-культурный фон, на котором развивалась наука народов Средней Азии. Автор правильно характеризует культуру халифата как арабскую лишь по языку, а на деле созданную многими народами, входившими в ...
Читать далее