Становление и развитие национальных культур народов СССР является относительно новым сюжетом в американской буржуазной историографии. В 60-е и особенно в 70-е годы объем публикаций на эту тему заметно увеличился. Ею занимаются не только историки, но и лингвисты и литературоведы, этнографы и психологи, экономисты и географы. В некоторых университетах США читаются курсы по данной тематике, изучаются языки народов СССР, увеличивается количество специализированных исследовательских центров и проводимых ими семинаров и конференций. В подавляющем числе случаев эта работа протекает в традиционном для советологии русле антисоветизма и антикоммунизма.
Американская советология старается дать такое толкование развития культур народов СССР, которое исключало бы факторы и стимулы, вытекающие из самой природы социализма. Буржуазные историки не хотят признавать принципиальную специфику национальной культуры, формирующейся в социалистическом обществе. Вместе с тем определенная часть историков США пытается - со своих, разумеется, позиций - в какой-то степени уяснить действительное место и роль национальных культур в духовной жизни Советского государства. Об этом, в частности, говорит признание рядом представителей либерально-объективистского направления достижений советского народа в области национально-культурного строительства. Однако в целом вопросы становления советской системы образования, развития науки и искусства, национальных литератур и языков, формирование национальной интеллигенции, роли традиций в искусстве и образе жизни рассматриваются американскими авторами в отрыве от социально-экономических и социально-политических процессов в истории народов, входящих в состав Советского государства.
Американские советологи оперируют данными, содержащимися в материалах переписей населения СССР 1926, 1959, 1970 гг., советской общественно-политической и научной периодике, партийных и государственных документах, школьных программах, исторических и историко- социологических публикац ...
Читать далее