Р. Р. СИКОЕВ. ПАНИСЛАМИЗМ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Джамалуддин Афгани и его религиозно-политические последователи XX - начала XXI века. Предисл. В. В. Наумкина. М.: Аспект Пресс, 2010. 287 с.
В условиях, когда в ряде стран Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Северной Африки усиливается экстремистская деятельность радикальных исламистских группировок, избравших панисламизм в качестве своего идейного оружия, несколько его "модернизировав" и приспособив к своим интересам, выход в свет монографии известного специалиста по Афганистану Р. Р. Сикоева весьма актуален.
В XIX в. панисламизм был первой волной религиозно-мобилизационного подъема мира ислама, выражением его сопротивления наступлению колониализма европейских держав, стремившихся не только подчинить мусульманские народы военному, экономическому и политическому господству Запада, но и решающим образом повлиять на духовный облик приверженцев ислама, их повседневную жизнь, быт, культуру, мировоззрение. Это представляло угрозу для социокультурной идентичности мусульман, их исторически сложившейся этноконфессиональной специфики, неповторимого своеобразия традиций, обычаев, нравов, менталитета. Кроме того, мир ислама с XI в., т.е. с эпохи крестовых походов, вынужденный постоянно обороняться от военно-религиозной экспансии западного рыцарства, а несколько позже - от корсарства, миссионерства и захватнических интервенций христианской Европы, воспринял ее колониализм как непосредственное продолжение этого многовекового агрессивного напора.
Все это, вместе взятое, и породило панисламизм, т.е. стремление объединить весь мир ислама для отпора "неверным". Возглавил данное движение халиф, титул которого носил тогда султан (падишах) Османской империи, а в разработке идеологии панисламизма главную роль сыграл Джамалуддин Афгани, имя которого стало знаменем для его последователей на рубеже
стр. 208
XIX-XX вв. и до сих пор пользуется широкой популярностью среди мусульман самых разных стран.
Гибель Османской империи в результ ...
Читать далее