В 1963 - 1964 гг., в период от завершения второго берлинского кризиса до отставки Н. С. Хрущева, советская дипломатия оказалась перед лицом редкой в международной практике ситуацией, когда нужно было решать задачу становления и развития прямых связей не с иностранным государством, а с особой территорией - Западным Берлином. По договору 12 июня 1964 г. о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве СССР и ГДР обязались "рассматривать Западный Берлин как самостоятельную единицу"1. В этих условиях прямые связи СССР с Западным Берлином можно было использовать в качестве аргумента, подтверждающего, что этот город действительно является "самостоятельной политической единицей".
В фонде 742 Архива внешней политики РФ (АВП РФ) собраны используемые ниже донесения референтуры по ГДР в МИД СССР. Богатый фактический материал содержится в переписке МИД с другими центральными ведомствами и организациями - Министерством культуры СССР, Государственным комитетом по культурным связям с зарубежными странами, Президиумом Академии наук СССР. В фонде 56 б хранятся сообщения ТАСС по Западному Берлину.
Вопросы, затрагиваемые в статье, не рассматривались специально ни в советской, ни в современной российской исторической и зарубежной литературе, исключая упоминания об отдельных фактах, относящихся к этой проблематике2.
В силу особенностей послевоенного развития Западный Берлин превратился в инородное тело внутри ГДР, в особое образование, не имевшее до 1971 г. ясного международно-правового статуса: каждая из сторон толковала его по-своему. СССР в годы второго берлинского кризиса утверждал о потере западными державами прав на пребывание в Западном Берлине и требовал превращения его в вольный город. Рассматривая Западный Берлин с 1964 г, как самостоятельную политическую единицу, власти СССР и ГДР не могли изменить реальный статус города. Статуса Западного Берлина, который признавался бы всем мировым сообществом, просто не существовало3, что осложняло развитие прямых связей м ...
Читать далее