Почти до конца 1980-х гг. депортация народов в СССР была одной из самых табуированных тем. Впервые о ней заговорили на Западе. Представители кавказского зарубежья в своих статьях и выступлениях, защищая права человека на свободу и независимость, не могли обойти молчанием проблему "наказанных народов", пытались рассказать об их судьбе. За короткий период (1951- 1956 гг.) в Мюнхене, Анкаре и Стамбуле вышли работы М. Асланбека (Дудова), А. Авторханова, М. Бала, Вассан-Гирея, Б. Бейтугана, Р. Трахо и др. 1 Акт депортации одной трети населения Северного Кавказа в Среднюю Азию и Казахстан они оценивали как акт народоубийства, подпадающий под соответствующие параграфы конвенции о геноциде, принятой ООН.
Роль защитника карачаевского и балкарского народов в эмиграции взял на себя М. Дудов, опубликовавший в 1951 г. в Мюнхене сначала на английском, а затем на русском языке статью "Истребление Советами карачаевского народа", а в 1952 г. на турецком языке - книгу "Трагедия карачаевских и балкарских тюрков".
Среди зарубежных авторов было немало политэмигрантов из Советского Союза. Это обстоятельство накладывало определенный отпечаток на характер* их трудов. В них сразу же обозначались приметы времени - разгар холодной войны и стремление актуализировать тему защиты прав обездоленных народов, которые отодвинули на второй план научно-историческое содержание проблемы депортации народов. Заметно было стремление дать ей соответствующее идеологическое объяснение, прочно вошедшее в арсенал зарубежной историографии. Сознательные противники тоталитарной системы дали во многом справедливую оценку сути сталинизма, отразили свое видение просчетов, допущенных при сталинской модернизации, причин, их породивших. Но все же, основой для построения теоретической базы проблемы послужил заведомо тенденциозный материал, что обедняло содержание и качество даже плодотворных наблюдений. "И как ни парадоксально, авторы своим желанием помочь, поддержать лишь усугубляли положение "наказанных ...
Читать далее