Жизнь европейского общества во второй половине XVII в. проходила в удивительном и многоликом барочном мире "дворов и альянсов". В этом мире понятия ранга и репутации приобретали новое качество и формировали, во многом благодаря Версалю Короля Солнце Людовика XIV (1643 - 1715 гг.), общность европейского дворянства и дворянской придворной культуры. Англия, пережившая в 1640 - 1660 гг. политические потрясения и опережавшая другие страны в экономическом развитии, отнюдь не выпадала из этого круга. Она являлась органической частью европейской цивилизации, в рамках которой формула "Европа" с 1700 г. заменит понятие "христианский мир"1.
Одной из характерных черт Европы периода второй половины XVII - первой половины XVIII в. была основательная разница между двумя политическими системами - республиками и монархиями, исходившая из отсутствия или существования дворов, высшего общества и соответствовавшей ему культуры. Двор как институт и форма существования переживал взлет, ему принадлежало бесспорное первенство в политике и моде, тогда как республики представлялись старомодными и неразвитыми, не то, что в наши дни, когда современная историко-политическая традиция исходит как из опыта республик, так и монархий. Во всей Европе монархия, как институт, была нормой. Большинство образованных европейцев, несмотря на критику современных им реалий, полагало, что монархия является наилучшей формой правления, и именно от государей ожидали справедливого и эффективного управления страной.
Как известно, двор Людовика XIV считался образцовым для всей Европы, являл собой своеобразную модель "метрополии", обязательную для подражания "местными артистами"2. Своей политикой французский монарх не только заставил, но и привлек дворян ко двору, при котором превыше всего ценились искусства, высший церемониал и остроумная беседа. Разумеется, в подражании Версалю Европа проявляла различную степень энтузиазма, и по сравнению с высоким качеством достижений Людовика XIV и самоуверенностью ...
Читать далее