В теории и практике российского либерализма рубежа XIX-XX вв., ввиду отсутствия в стране сформировавшегося гражданского общества, государство рассматривалось как орудие и одновременно объект реформ. "Государство является важным культурным фактором, играющим первенствующую, руководящую роль в историческом развитии общества", - писал Н. М. Коркунов1. В трудах теоретиков либерализма представлена довольно стройная, в некоторых случаях оригинальная система воззрений на государство, хотя нельзя отрицать сильного влияния на отечественных мыслителей европейской, прежде всего немецкой, науки.
В последнее время появился ряд работ, в которых затрагиваются теоретические взгляды либералов начала XX в. на государство. Однако эти исследования дают лишь фрагментарное представление о рассматриваемой проблеме, поскольку это либо персоналии, либо обобщающие работы, построенные на основе персонифицированного подхода, где в соответствующих главах рассматриваются государственно-правовые концепции отдельных либералов2. Системный анализ взглядов либеральных юристов России конца XIX - начала XX в. в данной области предпринял В. Н. Корнев3. Но среди идеологов нового российского либерализма не все (хотя и многие) были юристами. Государственно-правовые теории отечественных либералов проанализированы в работах А. Н. Медушевского4, но он не ставил своей задачей исчерпывающее освещение взглядов этих мыслителей по вопросам теории государства.
Все они представляли себе государство как общественный союз, где в качестве объединяющей силы выступает государственная власть. Однако в понимании ее сущности наблюдались расхождения. В. М. Гессен, М. М. Ковалевский, Г. Ф. Шершеневич, Ф. Ф. Кокошкин, Б. А. Кистяковский подходили к этому вопросу с позиций волевой теории: политическая власть - это отношение государственной воли к воле подданных, господство первой над второй5. Власть трактовалась как отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает сп ...
Читать далее