Процесс усиления политико-экономического значения АТР в рамках существующей системы международных отношений сопровождается ростом конкурентной борьбы между его ключевыми игроками. Ряд стран по-своему трактует нормы международного морского права, стремясь обеспечить приоритетный уровень собственной безопасности - не только военной, но ресурсной и даже экологической. Попытки одних государств распространить свой суверенитет и юрисдикцию на острова, морские акватории, их живые ресурсы, а также минеральные ресурсы дна и его недр сталкиваются с противодействием других по недопущению ограничения их прав и свобод, закрепленных в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Анализ того, насколько обоснованы те или иные правопритязания, какова их роль в усилении региональной конфликтности - главная цель данной статьи.
Ключевые слова: Мировой океан, АТР, КНР, США, Южно-Китайское море, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., делимитация морских пространств, исторические воды.
Говоря о проблеме обеспечения безопасности на море в Азиатско-Тихоокеанском регионе, об урегулировании существующих и потенциальных морских конфликтов, представляется важным учитывать отношение государств АТР к той международно-правовой базе, прежде всего к Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая по идее призвана быть одним из универсальных правовых регуляторов всех видов взаимоотношений между различными участниками морехозяйственной деятельности. Вне всяких сомнений, анализ исполнения ключевыми игроками региона положений и норм этого универсального международного соглашения имеет чрезвычайно важное значение. Так, например, именно позиция Пекина и Вашингтона по трактовке тех или иных конвенционных норм является основой напряженности в их взаимоотношениях. При этом Южно-Китайское море (ЮКМ) продолжает оставаться одним из самых неспокойных районов Мирового океана, где сталкиваются интересы целого ряда государств. Особое место с этой точки зрения занимает КНР, чья запросная позиция по многим вопро ...
Читать далее