Внешняя политика Петра I, испытывавшая влияние многообразных условий - веления времени, отсталости страны, соседства агрессивных государств, международной обстановки в Европе, традиционности связей Москвы с православным населением зарубежья - была частью глобального курса на европеизацию России. Первоначально приоритетное значение получило ее южное направление. В определенной мере это было инерционное движение после неудачных Крымских походов князя В. В. Голицына в 1687 и 1689 гг., связанных с войной Священной лиги - антиосманского союза Австрийской монархии. Венецианской республики. Речи Посполитой и с 1686 г. России - против Турции. Посланцы Священной лиги прилагали усилия вовлечь Московское государство в войну, чтобы с его помощью в первую очередь отвлечь вассальное Турции Крымское ханство от нападения на Польшу.
В Москву поступило обращение и с другой стороны - от балканских христиан 1 . В 1688г. сюда прибыл афонский архимандрит Исайя, который привез грамоты от сербского патриарха Арсение Чарноевича, свергнутого константинопольского патриарха Дионисия и господаря Валахии Щербана. В них содержался призыв избавить христиан от гнета турок. В ответных царских грамотах было сказано о непрестанном попечении московских государей о всех православных, стонущих под "игом поганским", и сообщалось о выступлении русских войск против крымских татар. Однако эти грамоты по разным причинам не попали по назначению 2 . Тем не менее миссия Исайи стала признаком пробуждения надежды у угнетенных христиан на Московию и зарождения в русской государственной мысли идеи покровительства подвластным Порте христианским народам.
Правительница России Софья и ее приближенные, предпринимая Крымские походы, преследовали цель в условиях постоянной военной угрозы на юге обеспечить безопасность южных границ государства. Эта же актуальная задача стояла и перед Петром I. Но уже ранние военные действия молодого царя, предпринятые в 1695 и 1696 гг. Азовские походы в продолжение антитурецкой кампании С ...
Read more