Раз в год, в месяц зуль-хидж, двенадцатый месяц лунного календаря, мусульмане всего мира отправляются в святые города ислама Мекку и Медину, чтобы выполнить одну из своих священных обязанностей - хадж (паломничество) к Дому Аллаха, к священной Каабе. Велик духовный смысл хаджа, который заставляет правоверных, по словам одного из российских паломников XIX в., "раз в год жить одной жизнью, одними мыслями, чувствами и стремлениями".
Это сейчас паломники из России летают на хадж в Саудовскую Аравию чартерными авиарейсами, при поддержке мусульманской общины РФ и самого государства, которое заботится о том, чтобы хорошо приняли в чужой стране.
Но так было не всегда. Путешествие в далекую Мекку еще 150 - 100 лет назад было для российских мусульман настоящим подвигом - не счесть трудностей, с которыми они встречались на своем очень долгом и трудном в те времена пути. И что очень важно, - набравшись впечатлений в дальней дороге, познакомившись с тем, как живут их единоверцы в других странах, паломники из России возвращались домой, по большей части укрепившись не только в своей вере, но и в том, что великая империя уважает их религиозные чувства и создает достойные условия для развития и процветания как мусульманских народов в целом, так и отдельных людей "неправославной веры".
КАК РОССИЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ В XIX ВЕКЕ СОВЕРШАЛИ ХАДЖ
Н. НЕФЛЯШЕВА
Кандидат исторических наук
Мусульманская культура в России - в Поволжье, Крыму, на Северном Кавказе и в Средней Азии - в XIX в. развивалась в условиях "пограничности" между исламом и православием. Оставаясь православной, империя внимательно и осторожно выстраивала отношения с мусульманами, формируя у них особое самосознание, в котором преданность императору сочеталась с верностью своей религии и культурным традициям. В этом плане уникальна история Кавказского горского полуэскадрона Императорского конвоя, в котором верно служили, обеспечивая безопасность государя, потомки еще вчера мятежных горцев. А. Елисеев, русский врач и путешественник ...
Читать далее