1. Проблематика происхождения славянских государств
В соответствии с классической буржуазной теорией понятие "государство" включает три элемента: население, живущее на определенной территории под общей властью2 . Эта дефиниция характеризует статический аспект внешней политической организации общества, которое на всех этапах развития представляет собой группу, осевшую на определенной территории и сорганизованную; организация же немыслима без фактора власти. Марксизм позволяет ввести в эту дефиницию исторический критерий, отличая политическую группу, в которой власть принадлежит народу, от группы с обособленной от народа властью, принадлежащей правящей верхушке3 . Пока народ назначает своих руководителей и осуществляет над ними эффективный контроль, трудно говорить об обособлении власти; государство возникает в тот момент, когда орган, осуществляющий власть, получает на нее собственное право и освобождается от контроля народных масс или делает его иллюзорным.
Славяне в период создания своих государств представляли собой этническую группу, довольно сплоченную с точки зрения языка и культуры, но разделенную на ряд региональных групп. Поэтому проблема возникновения у них государственности требует рассмотрения в двух аспектах: 1) генезиса их государственного строя в целом с учетом общих условий и особенностей этого переломного этапа; 2) возникновения конкретных государств и специфических региональных обстоятельств указанного процесса. У славян переход к государственным формам наступил относительно поздно в сравнении с другими индоевропейскими народами, что находит объяснение в исторических судьбах славян и прежде всего в их географическом положении, в значительной отдаленности от древнейших центров цивилизации, которая развилась в странах "плодородного полумесяца" (Египет - Сирия - Месопотамия), а также от районов другого круга цивилизации, расположенного на северном побережье Средиземного моря; в физических особенностях их исконной родины, которая при суровом климате и ...
Читать далее