Теория культурно-национальной автономии не раз подвергалась критике со стороны В. И. Ленина, а затем И. В. Сталина. Неудивительно поэтому, что в советской историографии она также оценивалась с отрицательных позиций. Советские историки доказывали, что программа культурно-национальной автономии была создана видными теоретиками Социал-демократической партии Австрии (СДПА) К. Реннером (Р. Шпрингером) и О. Бауэром. Между тем она возникла задолго до их выступления в печати. Да и в конце XIX в. Реннер и Бауэр не были единственными ее создателями. Одним из видных теоретиков программы культурно-национальной автономии стал словенский социал-демократ Э. Кристан. Именно о его программе писал Ленин в статьях "Критические заметки по национальному вопросу", "О национальной программе РСДРП", "К истории национальной программы в Австрии и в России" 1 .
Впервые элементы культурно-национальной автономии четко обозначились в национальной программе Л. Кошута, с которой он выступил в эмиграции. Уроки поражения венгерской революции 1848/1849 гг. не прошли для него даром. Кошут понял, что венгерские революционеры не смогут добиться победы без привлечения на свою сторону немадьярских народов, населявших земли венгерской короны. Сделать же это можно было только удовлетворительно решив национальный вопрос. Являясь твердым сторонником территориальной целостности Венгрии, Кошут предложил свой план решения национальной проблемы. В 1852 г. он написал проект венгерской конституции, в которой предусматривалось создание комитатов (административных округов) по национальному признаку. Кроме того предполагалась возможность для представителей каждого народа объединиться в национальное сообщество вне зависимости от того, проживают они компактно или нет. Эти сообщества образовывались бы по образцу приходов лютеранской церкви, а в парламенте должны были создаваться национальные курии 2 .
Идеи Кошута в то время не получили отклика. Но в 60-е годы XIX в. они были подхвачены и развиты дальше национальными де ...
Читать далее