(с) 2000 г.
История как проблема логики - сравнительно мало исследованная тема. Содержание предлагаемой читателю статьи связано с попыткой обозначить общий подход к анализу логики исторического развития с точки зрения присущей ему тенденции к оптимизации и роли в нем развитых, зрелых вариантов исторической реальности как тех фаз общеисторического процесса, в которых история и логика наиболее близко "подходят" друг к другу. Смысл понятий "тенденция к оптимизации" и "зрелая историческая реальность" раскрывается в ходе анализа.
Логическое есть способ теоретического овладения объектом в мышлении человека посредством системы абстракций (1). Это общефилософское определение логического историку необходимо, но недостаточно.
История является проблемой логики в двояком смысле. Во-первых, предметом анализа служит система абстракций как таковая - исторические понятия, принципы исторического мышления, исторические теории и т.д. Философско-историческая мысль постепенно расширяла область тематики, связанной с анализом логического аппарата мышления историка. "Социальная физика" XVII в., позитивизм и неокантианство предложили варианты ответа на вопрос о природе исторического мышления и его границах. В XX столетии спектр и характер данной проблематики значительно расширился, в качестве самостоятельных выдвинулись проблемы структуры языка историка, природы исторических понятий, исторического объяснения и др.
В отечественной историографии и философии эта проблематика также стала предметом исследований общего и специального характера (2).
Для историка понятие логического этим не исчерпывается, ибо проблемой логики является история как процесс развития, т.е. объективная логика, хотя и этим не все сказано. Различие объективной и субъективной логики означает не наличие двух самостоятельных вариантов логики, а их единство и несовпадение одновременно: развитие явления (процесса) и его логика не совпадают, хотя одно без другого не существует в реальности и вне этой взаимосвязи они не мог ...
Читать далее