Из всех вопросов, во многом определявших характер российско-украинских отношений в течение первого постсоветского десятилетия, проблема статуса Черноморского флота (ЧФ) бывшего СССР и его главной военно-морской базы - города Севастополя наименее изучена, несмотря на активное обсуждение ее на межгосударственном и общественном уровне и наличие большого количества различной литературы на эту тему.
Практика показала, что политические споры, развернувшиеся вокруг определения статуса Черноморского флота и Севастополя с начала 90-х гг. XX в., оказывали серьезное влияние не только на внутреннюю ситуацию в двух конфликтующих странах, но и на международный климат в черноморском регионе в целом.
Исторически Черноморскому флоту отводилась ключевая роль в обеспечении внешнеполитических интересов Российской империи (в последующем - Советского Союза) на Юго-западном направлении. В 1990-е гг., в новых политических условиях, когда Черноморский флот и его главная база - Севастополь оказались на территории Украины в результате распада СССР, возникла угроза военно-политическому влиянию России в Азовско-Черноморском и Средиземноморском регионах, укреплению федеративных отношений в Российской Федерации, особенно в контексте событий на Северном Кавказе, сохранению единого военно-стратегического пространства в рамках СНГ, что обусловило поиск политических путей решения этой проблемы.
В свою очередь, Украина, приступив к созданию независимого государства, также отвела важную роль Черноморскому флоту, как основе ее будущих военно-морских сил, гаранту территориальной целостности и неприкосновенности южных границ государства, утверждению значимости страны в Азовско-Черноморском регионе, обеспечению ей роли морской державы. Немалое значение отводилось флоту и в вопросе нейтрализации действий России в отношении возможных территориальных претензий на Крым. Путем продажи большей части имущества бывшего единого Краснознаменного ЧФ СССР, правительство Украины планировало получ ...
Читать далее