Введение: создание поля исследований
Начало антропологии в ЮАР было положено в XIX в. работой таких миссионеров, как Александр Жюно (Junod), и в этом качестве антропология вполне вписывается в клише "колониальной" науки (Hammond-Tooke 1997; Thornton 1998). Вместе с тем антропология представляла собой нечто большее даже в виде таких скромных начинаний в бывшей британской колонии (Cocks 2001; Thornton 1983). Она являлась ареной столкновений и борьбы различных мнений, а также важной лабораторией для различных политических экспериментов, часть из которых оказала длительное и разрушительное влияние на южноафриканские общества.
В данной статье мы кратко характеризуем трудные времена, которые пережила эта дисциплина с 1921 г., а также описываем положение вещей в современной антропологии страны и ее перспективы. Хотя во многих отношениях антропология в ЮАР прошла те же этапы, что и антропология в других странах, например, в Великобритании, необычная связь южноафриканской антропологии с политикой придала своеобразие ее направленности и осложнила ее поиск идентичности.
Предшествующие исследования облегчают нашу задачу. К примеру, покойный Дэвид Хэммонд-Тук (Hammond-Tooke 1997) представил в свое время замечательный обзор антропологии в ЮАР, охватывавший 1920-е - 1990-е годы, а Джон Шарп еще в 1980 г. заметил, что в рамках антропологии сосуществовали два различных направления (Sharp 2001, 2002)1 . Другие весьма полезные статьи включают обзор Роберта Гордона и Эндрю Шпигеля (Gordon et al. 1993), представляющий собой реакцию на более ранний обзор Б. По (Pauw 1980), а также инаугурационное обращение Адама Купера на первой общей встрече южноафриканских антропологов в 2001 г. (Kuper 2002). Тем не менее предлагаемый ниже очерк - по преимуществу продукт нашего собственного опыта и взглядов, а также того контекста, с которым мы связаны, в частности, того факта, что оба автора - члены факультетов, на которых преподавание антропологии и антропологические исследования имеют длительную ...
Читать далее