В адыгских мировоззренческих установках женщина (женское начало) осознается более близкой к природе, чем мужчина (мужское начало). Подобные взгляды довольно четко отражены в фольклорных, этнографических, языковых материалах. Как известно, данное представление широко распространено у разных народов мира. Такой же мировой универсалией является и противоречивость представлений о женщине и "женском начале". С одной стороны, "женское начало" сопоставляется с природой или приравнивается к ее производительным и творческим силам. Оно представляется воплощением жизненной энергии и идеи плодородия. С другой стороны, та же женская сущность воспринимается как стихийная демоническая сила, причиняющая зло человеку и человеческому сообществу.
Такая противоречивость может быть результатом нескольких одновременно действующих факторов: сопоставления женщины с природой, которая "дарует", но в то же время и уничтожает, разрушает и поглощает; развития рациональных знаний о мире и уменьшения зависимости человека от сил природы, последующего переосмысления ранних представлений в новых социально-экономических условиях при формировании и становлении патриархального общества. Одно представляется бесспорным: понятие "женское" с развитием общества обретает все более негативный оттенок. Оставив вне рассмотрения женские культы плодородия в обрядово-ритуальной жизни черкесов, отражающие позитивность понятий о "женском", мы бы хотели сосредоточить наше внимание на негативных женских образах в фольклоре и традиционно-бытовой жизни народа. Подобные образы характерны для множества других народов. Можно сказать, что вся демонология адыгов имеет женскую природу. Одни ее персонажи как, например, НэжъгъущIыдзэ/НэгъучIыцэ ныо (Нагучица/Нагучица ныо), Нарыбгей(Нарибгей), или Iэлыгуджэ-гуашэ (Алигудже-гуаше), фигурируют только в эпосе и сказках и воспринимаются как вымышленные, другие - Псыхъуэ-гуащэ (Психо-гуаше), алмасты, удвстречаются как в эпосе (алмас-ты - очень редко) и сказках, так и в мифологически ...
Читать далее