Политические интерпретации славянской общности уже получили освещение в советской историографии (работы А. И. Бортникова, В. К. Волкова, И. С. Достян, В. А. Дьякова, И, И. Лещиловской, ссылки на которые приводятся ниже), этнические же представления крупных деятелей ряда национальных движений привлекали внимание исследователей в меньшей степени. Задача данной статьи - показать содержание представлений о славянской этноязыковой общности и идей славянской общности и солидарности в первой половине XIX в. в рамках Австрийской империи. Именно тогда в национальном пробуждении (возрождении) ее народов исключительное место занимали проблемы формирования национального сознания, культуры и идеологии национального движения. Позднее при всем значении этих проблем на первый план выдвинулись идеи и программы непосредственно политического характера - процесс, получивший, впрочем, развитие уже перед революцией 1848 - 1849 годов.
В конце XVIII - первой половине XIX в. в "австрийском" регионе в обстановке кризиса феодального строя и национального угнетения шел интенсивный процесс образования ряда славянских и неславянских наций и стали актуальными вопросы о путях борьбы за лучшие условия их развития. Сложилась относительно многочисленная славянская интеллигенция, на поприще науки, в особенности филологии, были достигнуты значительные успехи, и в обстановке борьбы с ассимиляторскими устремлениями правящих кругов монархии Габсбургов быстро формировались идейные принципы национальных движений, использовавших факт славянской общности в освободительных целях.
Славянские народы близки друг другу территориально, в языковом и в значительной мере в культурном отношении; в далеком прошлом языковое сходство было еще более близким. Сознание факта этнической общности было присуще культурным кругам славянских стран уже в древности1 . В средние века правящие круги и церковь нередко пытались использовать славянское этноязыковое родство в своих целях2 . Таким образом, осознание славянской этнической ...
Читать далее