В данной статье рассматривается постмодернистское видение национальной истории Турции в творчестве популярного современного турецкого романиста-постмодерниста Ихсана Октая Анара. Объектом внимания писателя-постмодерниста, представляющего историю страны как власть тоталитарных дискурсов над сознанием турок, становятся просвещенческий дискурс и дискурс библейско-коранической традиции. Он их деконструирует, травестийно понижает, перекодирует, что выражается в особых художественных средствах, в числе которых пастиш, карнавализация, оксюморонные словосочетания и т.д.
Ключевые слова: турецкий нарративный постмодернизм, постисторическая проблематика, гиперперсонажная маска, Ихсан Октай Анар.
Постнеклассический постмодернистский подход к осмыслению истории определяется восприятием исторической действительности как текста (как хаоса и как ризоморфного пространства) и направлен главным образом на развенчание религиозно-метафизического концепта истории и научно-позитивистского культа истории, возобладавших в эпоху модерна (или Нового времени). Наибольший вклад в разработку постмодернистского исторического концепта внесли труды таких известных постструктуралистов, как М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, П. де Ман, Ф. Джеймисон, Р. Рорти, X. Уайт и др. Обобщая их весьма разнородные и разноречивые взгляды, можно сказать, что основной упор они делали на подходе к истории как к литературному тексту, нарративу/новествованию/рассказу, выделяя в нем "сюжеты" (Ф. Джеймисон, X. Уайт). Кроме того, в истории они акцентировали доминанту человеческих инстинктов (коллективное бессознательное), препятствующих осуществлению глобальных исторических проектов. В рамках последнего положения ими разрабатывалась ницшеанская по происхождению идея "воли к власти", мистифицирующая научно-технический прогресс, подменяющая его анонимной и полиморфной "волей к знанию" (М. Фуко). Последняя интерпретировалась ими как стремление людей замаскировать "волю к власти" претензией на научную "истину". Постнеклассич ...
Читать далее