Посад Дубовка, расположенный на перекрестке важных транспортных магистралей России, в течение первой половины XIX в. являлся одним из крупнейших транспортных узлов и известным торгово-промышленным поселением на юго-востоке России.
В 1734 г. Дубовка стала главным городком вновь образованного Волжского казачьего войска. После подавления движения Пугачева, в котором волжские казаки приняли активное участие, войско было ликвидировано, а сами казаки переведены в 1777 - 1778 гг. на р. Терек и Северный Кавказ. Дубовка опустела. Вместо выселенных Дубовку, как и другие станицы войска, начинают заселять государственными и экономическими крестьянами, выходцами из различных губерний России и Украины. В 1785 г. по императорскому рескрипту селение, по "знатности коммерческих оборотов", было переименовано в посад1.
В конце XVIII - первой половине XIX в. продолжавшееся географическое разделение труда между регионами способствовало втягиванию всего юго-востока страны в сферу влияния единого всероссийского рынка2. В связи с этим возросло значение таких транспортных артерий, как Волга и Дон. По ним шло снабжение стратегически важных районов юга России, Кавказа, Черноморского побережья, области Войска Донского. Был и ответный грузопоток - в центр империи. В небольшом по величине посаде начинался важнейший волок, соединявший эти две крупные водные транспортные артерии. "Главный пункт, служащий исходной точкой соединения Волги, Поволжья и Заволжья с югом России, а с тем вместе и с Европой - в настоящее время составляет посад Дубовка, изображающий по своему собственному положению как бы главную станцию, из которой произведения Волжских стран всего удобнее и скорее достигают Дона, Азовского и Черного морей или идут вглубь Кавказа. Дубовка составляет посредствующий пункт в транзитной торговле, которая оживляет собой все Поволжье и юг России и неизбежно проходит через пристань этого посада" - писал Д. Л. Мордовцев3.
В транзитной торговле Дубовского посада можно выделит ...
Читать далее