Города являлись образующим фактором изменения образа жизни в Сибири, мощными катализаторами социокультурных перемен, оживления общественной жизни. Динамика численности городского населения показывает его постоянное (по некоторым городам, таким как Томск, Омск, Курган, Кузнецк, Колывань почти десятикратное) увеличение за период с 1861 по 1914 годы. Поэтому ниже речь пойдет преимущественно о горожанах, хотя доля сельского населения в Сибири значительно преобладала. Так, в Тобольской губернии в 1891 г. городских жителей было в 13 раз меньше, чем сельских1 .
В процессе социализации личности в Сибири важную роль играла религия. Моральные принципы старообрядчества стали основой мировоззрения многих будущих предпринимателей. В Сибири это - тобольские купцы Володимеровы, тюменские Барашковы, Колмогоровы, Н. М. Чукмалдин, томские Губинские, Степновы, барнаульские Харловы. Жесткий аскетизм в обыденной жизни, взаимопомощь, трудолюбие способствовали формированию новой предпринимательской этики.
Не все купцы, разумеется, придерживались подобных взглядов. Многие открыто признавали, что нравственность купечества в основном покоится "на рубле". Так, бийский купец А. Д. Васенев, занимавшийся русско-монгольской торговлей во второй половине XIX - начале XX в., считал, что нормы христианской морали мало пригодны в качестве руководства "по водворению в Монголии цивилизованных форм торговли"2 . Васенев в своих дневниках описывает тяжелые условия торговли и жизни русских предпринимателей в Монголии. Морозы там достигали 30 градусов и ниже, вода в небольших избушках, где проживали купцы, замерзала. Мелким торговцам и разъездным приказчикам приходилось с семьями жить в палатках и юртах, медицинскую помощь они, в случае необходимости, получали только от монгольских лам. Добираться в этот отдаленный край приходилось через горные труднопроходимые местности верхом на лошадях и верблюдах. Попадались и такие участки, где роль тракта играла узкая горная тропа. Ранней весной и поздней осенью троп ...
Читать далее